Актуальность
Стресс-ассоциированные психоневрологические расстройства занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости, формируя при этом значительную социально-экономическую нагрузку. Хронический стресс является значимым фактором риска развития психических заболеваний, включая депрессивные расстройства. Изменения метаболизма глюкозы наблюдаются при воздействии как психосоциальных, так и физиологических стрессоров. Однако, несмотря на то что когнитивные дисфункции распространены при таких нарушениях обмена веществ, как сахарный диабет, и сопровождаются гипергликемией, каузальная (причинная) роль глюкозы изучена не до конца.
Материалы и результаты исследования
В новом исследовании научные сотрудники кафедры психиатрии и психотерапии Университетского медицинского центра Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга (University Medical Center of the Johannes Gutenberg University Mainz), Германия, а также Немецкого реабилитационного центра в Майнце (German Resilience Center in Mainz), Германия, сообщили о том, что стрессовые психические влияния могут быть прямо обусловлены аномальным метаболизмом глюкозы. Статья опубликована в издании «Proceedings of the National Academy of Sciences» 9 октября 2018 г. В своей работе авторы обосновали тезис, согласно которому стресс, обусловленный хронической социальной депривацией, приводит к развитию долгосрочных гипергликемических нарушений центрального и периферического генеза. В экспериментальном наблюдении за животными в ранний период моделированного состояния хронической социальной депривации установлено, что такие особи обнаруживают нарушения пространственной памяти наряду с долгосрочными изменениями метаболизма глюкозы. При этом было показано, что нормализация стресс-обусловленных нарушений уровня глюкозы путем назначения антидиабетического препарата на основе эмпаглифлозина способна устранять дисфункции пространственной памяти и долгосрочные нарушения метаболизма углеводов.
На основании данных наблюдений авторы пришли к заключению, что индивидуальная стресс-уязвимость к патологическим изменениям гомеостаза глюкозы может быть идентифицирована уже на ранней стадии стрессовых влияний, а также то, что стресс-индуцированная гипергликемия оказывает прямое повреждающее воздействие на когнитивные функции. Таким образом, результаты исследования в еще большей степени устраняют разрыв в понимании взаимосвязей между стресс-индуцированными состояниями и обменными нарушениями в организме. В дополнение к этому выявлено, что не все животные реагировали одинаково на проводимые терапевтические вмешательства. Объясняя различия, авторы указали на то, что подобные изменения наблюдаются и у людей в условиях выраженных стрессовых влияний. По словам ученых, в таких ситуациях можно наблюдать подгруппы лиц, у которых уровень глюкозы после стресса резко возрастает, тогда как у других аналогичные показатели сохраняются в пределах физиологического диапазона. Примечательно, что лишь у восприимчивых и чрезмерно подверженных стрессовым влияниям индивидов развиваются когнитивные нарушения. В проведенной экспериментальной работе с участием лабораторных животных было показано, что среди особей с выраженной гипергликемией на фоне стрессовых влияний наблюдались значимые улучшения пространственной памяти и нормализация показателей глюкозы в крови при назначении эмпаглифлозина. В то же время у животных, адаптационный потенциал которых способствовал поддержанию физиологической гликемии, введение эмпаглифлозина определяло развитие нарушений исходно сохранных когнитивных функций.
Выводы
Резюмируя итоги, авторы подчеркнули значимость исследования: «Наши результаты показали, что хронические стрессовые влияния могут нарушать физиологию механизмов пространственной памяти за счет изменения уровня глюкозы. Исходя из этого, интактность и широта адаптационного резерва метаболических процессов, связанных с углеводным обменом, представляется ключевым звеном когнитивных функций. Кроме того, имеющиеся данные подчеркивают важность индивидуальности, поскольку все испытуемые подвергались идентичным по интенсивности стрессовым нагрузкам. Тот факт, что стресс-восприимчивость или устойчивость можно спрогнозировать раньше, измеряя уровни глюкозы в крови, раскрывает новые перспективы в разработке превентивных стратегий, например в отношении таких состояний, как депрессивные расстройства».