В настоящее время существует множество теорий, объясняющих изменения способности к социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) по сравнению с их сверстниками. Так, одна из гипотез, теория социальной мотивации, основывается на предположении, что у детей с РАС в действительности отсутствует естественная мотивация к взаимодействию с другими людьми, поскольку в итоге они не получают равного сенсорного ответа, подобного таковому у детей с типичным психомоторным развитием.
В недавнем исследовании проведено детальное изучение особенностей электрической активности головного мозга детей с РАС, а также группы их ровесников, не отличающихся особенностями развития. Основной задачей работы стало описание вероятных различий в физиологических системах вознаграждения детей каждой из групп. Результаты, полученные по итогам исследования, позволили обосновать две известные, однако конкурирующие теории о том, почему дети с РАС склонны к меньшей социализации, — гипотезу социальной мотивации и версию сенсорной перегрузки.
Комментируя работу, ведущий автор проекта Кэтрин Ставропулос (Katherine Stavropoulos) объяснила: «Большинство людей, общаясь с другими на уровне зрительного контакта, иных сенсорных каналов или вербально, обмениваясь сообщениями о чем-то хорошем или значимом, активно вовлекаясь в процесс социального взаимодействия, в итоге испытывают позитивное влияние активации сети мезолимбических дофаминовых нейронов — ключевого звена системы вознаграждения. Согласно гипотезе социальной мотивации, дети с аутизмом не испытывают подобных позитивных ощущений от социального взаимодействия, что не поощряет их к расширению общения из-за отсутствия физиологического подкрепления».
Вторая теория, известная как гипотеза сенсорной перегрузки, основана на том, что более интенсивная интерпретация поступающих сенсорных сигналов у лиц с РАС может приводить к избеганию ими социальных взаимодействий, воспринимаемых в качестве подавляющих или аверсивных событий. Действительно, большинство людей предпочитает не контактировать с шумными собеседниками, особенно в помещении с избытком освещения и перегруженностью громкими звуками. Основываясь на этом, теория сенсорной перегрузки предполагает, что подобные результаты взаимодействий становятся причиной, по которой множество людей с расстройствами, подобными РАС, отказываются от социальных контактов, стремясь к достижению индивидуального комфорта и реализуя модель охранительного поведения. Однако, согласно новым данным, эти, на первый взгляд, конкурирующие теории особенностей социализации у лиц с РАС равнозначны по своей важности.
В настоящем исследовании принимали участие дети в возрасте 6–8 лет (n=20) c РАС. Контрольную группу составили 23 ребенка соответствующего возраста. Анализ итоговых данных проведенной работы свидетельствует, что дети с РАС проявляли бóльшую мотивацию в отношении несоциальных стимулов по сравнению с установлением социальных контактов. Кроме того, оценка результатов обратной связи показала, что активность детей с РАС характеризовалась меньшей степенью надежности, что, вероятно, может отражать процесс оценивания и характер обработки стимулов системами вознаграждения при указанном состоянии. В целом, полученные результаты позволили авторам исследования прийти к заключению, что известные ранее аспекты двух конкурирующих теорий — гипотезы социальной мотивации и теории сенсорной перегрузки — могут существовать одновременно, внося дополнительные объяснения в описание нюансов становления социальной коммуникации при РАС.
За материалами